Доступная среда

Целевая программа «Доступная среда»

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. 
Программа «Доступная среда» утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Федеральная программа была рассчитана на четыре года: с 2011 года по 2015 год. Впоследствии продлена до 2020 года. Комплексные мероприятия по поддержке инвалидов можно разделить на этапы:

2011-2012 – формирование нормативной базы для исполнения возложенных задач и инвестирование средств для развития проекта; 
2013-2015 – финансирование средств федерального бюджета на реализацию подпрограмм основной задачи по созданию реабилитационных центров и их оснащению, а также комплектации специальным оборудованием медицинских и образовательных учреждений;
2016-2018  цели и направления этого этапа выполняются в настоящее время и заключаются в выполнении основных задач по программе, контроле над их исполнением по регионам и улучшении взаимодействия с властями субъектов Федерации;
2019-2020  подведение итогов проделанной работы и завершительный опрос среди населения для получения статистических данных о проблеме инвалидности. 

Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы регламентирована следующими нормативными актами: 

государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы смотреть на сайте Минтруд России;

постановление правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.2015 года; 

распоряжение правительства России № 1365 от 21.07.2014 года. 

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» содержит полный перечень запланированных целей и суть их реализации.

Задачи организации доступной среды в рамках образовательной организации: 
развитие инклюзивного образования; 
создания безбарьерной образовательной среды для детей-инвалидов; 
создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
формирование доступной среды.

В 2016 году в рамках программы "Доступная среда" в нашем Учреждении проведены следующие мероприятия: 

- смонтированы поручни лестниц и коридоров, санитарно-гигиенических помещений; 

- размещены указатели движения внутри здания;

- входные группы оснащены специальными кнопками вызова для обеспечения доступа в помещение; при нажатии на такую кнопку инвалид получает необходимую помощь: к нему спускается обслуживающий персонал и помогает войти в здание;

- каждая группа оснащена кнопкой вызова помощника, при нажатии на такую кнопку обслуживающий персонал поднимается в группу и оказывает необходимую помощь.

 

Паспорт доступности 

1.Создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов в МДОУ

1.1.Паспорт доступности 
1.2.План мероприятий («дорожная карта») по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в МДОУ
1.3.Порядок действий работников по оказанию помощи при предоставлении услуг инвалидам 
1.4.Приказ МДОУ «Об утверждении дополнений в должностные инструкции работников в части работы с инвалидами». 


2.Нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее организацию интегрированного обучения детей с ОВЗ в МДОУ

2.1.Программа реализации проекта «Доступная среда» в МДОУ на 2017 – 2020 гг. 
2.2.Положение о порядке обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ 
2.3.Положение о политике по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг в МДОУ

3.Создание условий для обеспечения качества образования детей-инвалидов в МДОУ

3.1.Приказ МДОУ «Об утверждении перечня дополнительных общеобразовательных программ инклюзивного образования в МДОУ в 2017-2018 учебном году. Приложение 1. Перечень дополнительных общеобразовательных программ инклюзивного образования в МДОУ в 2017-2018 учебном году
3.2.Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной дополнительной образовательной программе (образец)
3.3.Положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МДОУ

4.Организация психолого-педагогического сопровождения

4.1.Положение о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ
4.2.Циклограмма работы педагога-психолога в учебном кабинете «Сенсорная комната» на 2017-2018 учебный год

5.Программно-методическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МДОУ

Проект "Доступная среда" – общие понятия

Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами. 
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно. 
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам. 
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. 
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: 

инвалиды, 
люди с временным нарушением здоровья, 
беременные женщины, 
люди старших возрастов, 
люди с детскими колясками и т.п.